Технические и физические свойства нержавеющей стали

//Технические и физические свойства нержавеющей стали

Технические и физические свойства нержавеющей стали

К самым востребованным материалам XXI века относится нержавеющая сталь. Высокий спрос на эту разновидность металлического сплава объясним её высокой прочностью, обширностью сфер применения и сравнительно невысокой ценой. Значительную роль сыграла низкая теплопроводность и небольшой удельный вес. Нержавеющей стали не страшна коррозия, отмечено её отличное сопротивление неблагоприятным внешним факторам. Сварка металла не занимает много времени, швы получаются надёжными и прочными. Однако нержавейка бывает разной, поэтому при оценке плюсов и выделении свойств нужно учитывать категорию материала.

Разновидности сплавов

Нержавеющую сталь по микроструктуре классифицируют на 5 групп. Согласно этому разделению, выделяют следующие сплавы:

дуплексные;
ферритные;
жаропрочные;
аустенитные;
мартенситные.
Наиболее часто используют аустенитные нержавеющие сплавы. Устойчивость к окислению, показательные эксплуатационные и технические характеристики – объяснение их популярности. Отмечают также:

хорошую пластичность и вязкость;
устойчивость к воздействию агрессивных химических соединений;
небольшой коэффициент текучести, относительно невысокую электрическую проводимость.
В аустенитных сплавах содержится около 23% хрома, от 10 до 20% никеля.

Жаропрочные и дуплексные сплавы – подходящая основа для производства продукции пищевой и химической промышленности. Минимальная проницаемость, высочайшая прочность и устойчивость к коррозии, химреактивам, температурным перепадам – их ключевые преимущества.

Ферритной нержавейке присущи следующие характеристики:

малый предел текучести;
относительно высокая магнитная проницаемость;
устойчивость к коррозии даже при стойком воздействии высоких температур.
Она содержит не более 17% хрома, хорошо выдерживает агрессивные воздействия. Магнитная проницаемость мартенситной стали ниже, её используют реже предыдущих разновидностей.

Технические показатели сплавов
Удельный вес и другие характеристики зависят от типа нержавеющей стали. У жаропрочных и аустенитных сплавов он равен 7,95 г/см3, у других – 7,7. Предел прочности нержавейки зависит от марки. Во время покупки эту информацию лучше уточнять у продавца. Прочность сплавов аустенитной группы равна 500–690 Н/мм кв., ферритной – порой достигает 900. Коэффициент электросопротивления стали варьируется в пределах 0,72–0,9. За исключением ферритной группы (0,6).

Коэффициент твёрдости определяют по шкале Роквелла или Бринелля. Согласно первой из них показатели аустенитных и жаростойких сплавов равны 70–88 единицам, а ферритных – 75–88. Коэффициент твёрдости нержавейки по шкале Бринелля представлен в таблице.

Магнитные

Аустенитные

Жаропрочные

135–180

120–190

145–210

Другие характеристики нержавейки:

Ударная вязкость – 120–160 Дж/см кв. (ферритные – до 50).
Предел текучести большинства разновидностей стали – 205 МПа.
Температурные показатели, при которых появляются окалины – 840–1120 °С.
Предел упругости – 195–400 Н/мм кв.
Относительная магнитная проницаемость ферритных нержавеющих сплавов равна 1000–1800 единицам.

Во время покупки металла также нельзя оставлять без внимания показатели теплопроводности. В свойстве пропускания тепловой энергии зачастую нет необходимости. Теплопроводность стали низкая по сравнению с другими металлами. Она варьируется в пределах 16–20 Вт/(м·К). А вот теплопроводность меди выше на 380 Вт/(м·К), алюминия – на 180.

Характеристики свариваемости
Соединительные швы между элементами из нержавеющей стали получаются надёжными и прочными, если сделаны согласно следующим методикам сварки:

дуговой ручной;
полуавтоматической;
аргонодуговой, посредством ТИГ-электродов.
К этим техникам прибегают опытные мастера во время сварки листов нержавеющей стали. Наиболее беспроблемны в работе сплавы аустенитных марок, швы получаются качественными. А соединения деталей из ферритной стали не отличаются надёжностью.

Важно! При работе с материалом важно учитывать все тонкости его обработки. Для каждого металла они свои. Всегда нужно предварительно подогревать нержавейку, а после этого – соединять.

By | 2019-05-28T14:52:42+00:00 Май 28th, 2019|Без рубрики|